Боголепова пустынь – уникальный памятник древнерусской истории и архитектуры 17-18 веков – расположен в Клинском районе по Волоко-ламскому направлению.
В древности здесь, на реке Яуза, существовало феодальное поселение (городище), укреплённое валом-крепостью, которая стала одним из форпостов на дальних рубежах Москвы, на древней дороге кВолоколамску, ох-раняя город от нашествия иноземных захватчиков. Крепостныесооруже-ния монастыря никогда не использовались в обороне края, но стеныоби-тели (острога) служили гарантией неприкосновенности её границ.
Выбор места обители был определён природными условиями: река Яуза глубокая, многоводная, край богат водоплавающей птицей и боровой ди-чью, лес – ягодами, грибами, заводи реки кишели рыбой и раками. На Яузе были построены плотина и мельница, процветали кузнечное дело и строи-тельство (фото пустыни).
На протяжении многих лет Боголепова пустынь была деревянной, часть выгорела и снова отстраивалась.
В 1764 г. монастырь по Указу Екатерины II был упразднён за не-надобностью. После этого наступает хозяйственное запустение и разрушение. В 1792 г. рядом с тем местом, где был деревянный храм, на средства В.Максимова, крестьянина дер. Степанцево, была построена ны-не существующая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (ар-хитектор Е.Фёдоров). По преданию, новую каменную церковь хотели воз-водить в людном месте, но приготовленные стройматериалы исчезли. Чу-десным образом они оказались на месте бывшего монастыря, их обнару-жил пастух, искавший пропавшее стадо. Ещё одним указанием свыше на это место было появление иконы Успения Богородицы на берёзе, расту-щей на берегу Яузы.
В память о деревянной церкви на том месте был сначала поставлен кир-пичный столб (часть ограды), а примерно в 1900 г. – часовня.
Наружное убранство храма в стиле позднего барокко. Внутри здание богато украшено сюжетными росписями и гризайлью, имитирующей леп-нину. (фото росписей)
В храме три придела. Главный – Успенский. Его иконостас 1845 г. в 6 ярусов увенчан скульптурным Распятием. Интересно паникадило начала 19 века (фото иконостаса). Южный придел – в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Северный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери (был пристроен по проекту В.И.Веригина в 1880 г., в связи с чем была разобрана северная стена трапезной).
В новый храм были перенесены особо чтимые иконы: складная, покры-тая слюдой, икона Успения Богородицы с образами свт. Николая и св. муч. Антипия на боковых створках, а также иконы Спасителя, Страстной Богоматери и Сошествия Господня в ад.Колокольня. До 1917 г. на колокольне было семь колоколов.
На одном из колоколов (в 49 пудов), сохранившихся от деревянной церкви, была надпись о том, что отлит он 8 февраля 1763 г. на мирские деньги рачением старосты Стефана Кондратова мастером Константином Слизневым. Сведения об этом были записаны в метрике нового храма священником Иоанном Георгиевичем Ильинским в 1887 г.
За алтарём Успенского храма сохранилось бронзовое надгробие (вставить фото надгробия и фото надписи на нём) в память крестья-нина д. Степанцево Петра Матвеевича Ионова, попечителя храма.
В 1847г. его стараниями при священнике Дм.Ив.Лебедеве и церковном старосте Ив.Семёнове на пожертвования помещика С.А.Смирнова был вылит колокол в 150 пудов на заводе майорши А.П.Зенкович в Москве с надписью: ««Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Во славу Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа».
В 1871 г. стараниями его сына Ивана Петровича Ионова с благослове-ния Московского митрополита Иннокентия при священнике И.Е.Новинском и церковном старосте Михаиле Глебове был отлит самый большой колокол храма в 311 пудов.
Во времена советской власти храм пытались закрыть. По местному пре-данию, пришедшие для этой цели уполномоченные были изгнаны из храма сошедшим с иконы Архангелом Михаилом.
В 1941 г. во время оккупации храм был закрыт на один месяц.Церков-ная староста Ермолаева Анна, рискуя своей жизнью, наотрез отказаласьвыдать ключи от храма как отступавшим советским войскам, так и немец-ким оккупантам, не позволив использовать колокольню во время боёв. Её отношение к святому месту было примером для прихожан. А.Ермолаева похоронена при Успенской церкви.
В храме находятся частицы мощей преп. Иосифа Волоцкого, блгв. кн. Анны Кашинской, блгв. преп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вели-кой княгини Московской, мц. Татианы, прпмч. вел. кн. Елисаветы Фёдо-ровны и инокини Варвары, апостолов Петра и Павла, ап. Иакова (Зеведее-ва), ап. Андрея, ап. Иакова (Алфеева), ап. Фомы, ап. Филиппа, ап. Симона Кананита, ап. Варфоломея, ап. Фаддея, ап. Матфия, ап. Варнавы, апосто-лов евангелистов Матфея, Луки, Марка, св. Иакима и Анны, родителей Пресв. Богородицы, частица гроба ап. Иоанна Богослова, частица плаща прав. Иосифа обручника, частица ризы Пресвятой Богородицы. Особо чтимая храмовая святыня – икона Успения Божией Матери, её считают явленной.